«Удар! Еще удар!» - первый фильм про любимую питерцами команду. И пока - последний


Как это было. Еврокубковый финал в Ленинграде
1967 год. 50-летие Великого Октября, к юбилею которого, как всегда, готовились победные реляции. С партийных трибун призывали к штурму новых рубежей, к выполнению и перевыполнению планов в ознаменование круглой даты… А для ленинградского «Зенита» это был один из самых чёрных годов. Уже в течение нескольких лет команда медленно, но неуклонно валилась вниз.
На фоне этих, довольно невесёлых, событий сообщение о съёмках фильма, в котором команда из Ленинграда успешно играет в еврокубках, вызвало недоумение и даже некий сарказм. «С чего бы это? За какие заслуги?» - такие вопросы многие невольно задавали себе. А ответ был очень прост - ни за какие! Просто в Ленинграде нашёлся человек, который в трудную минуту решил протянуть руку родной команде, словно говоря: «Ребята! Я в вас верю. Вы можете!». Имя этого человека - Виктор Александрович Садовский.
Он был режиссёром уникальным. Пожалуй, Садовский - единственный советский кинорежиссёр, посвятивший своё творчество исключительно фильмам о спорте и спортсменах. За период с 1960 по 1991 годы Виктор Александрович снял 8 фильмов, и все они рассказывают истории о людях спорта - лыжниках, пловцах, жокеях, футболистах… Кстати, футбольных фильмов у Садовского было больше всего - целых три! Футболу посвящён и последний фильм ленинградского кинорежиссера - «Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа». Футбольным был и его первый полнометражный фильм «Удар! Ещё удар!», которому и посвящена эта статья.
…Наверное, надо быть смелым и убеждённым человеком, чтобы в первой же своей полноценной режиссёрской работе рассказывать заведомо фантастическую историю о том, как ленинградская команда играет в финале еврокубка. Но Садовский рискнул. Видимо, опыт прошлой жизни помог ему не бояться трудностей и не сгибаться… Садовского не взяли в эвакуацию вместе с «Ленфильмом» (он только за несколько месяцев до начала войны был принят на студию на должность ассистента режиссёра и к числу особо ценных кадров не принадлежал), и он остался в осаждённом городе. Сначала работал киномехаником, причём сразу в двух кинотеатрах, достаточно далеко расположенных друг от друга, - «Молнии» и «Балтике» (сейчас ни того, ни другого кинотеатра на карте Питера уже нет - на месте «Балтики» построен элитный жилой дом, а помещение «Молнии» переделано под магазин). Затем - мобилизация в действующую армию, в зенитно-артиллерийский полк, защищавший Ленинград от налётов фашистской авиации. За оборону ленинградского неба Виктор Садовский был награждён медалью «За боевые заслуги».
Находясь в Ленинграде, Садовский стал свидетелем знаменитого «блокадного матча», состоявшегося в мае 1942 года на резервном поле стадиона «Динамо». Футбол в осаждённом городе был настоящим подвигом. Данный факт не мог не произвести впечатления на 19-летнего юношу. Виктор запомнил эту игру на всю жизнь.
После войны Садовский работал ассистентом у живых классиков советского кино - Иосифа Хейфица и Александра Зархи. На съёмках их совместного фильма «Во имя жизни» будущий режиссёр познакомился с вратарём ленинградского «Динамо» Виктором Набутовым (участником «блокадного матча»), принимавшим участие в фильме - в его задачу входило бить по мячу, чтобы тот влетал в окно мединститута. Таким образом, футбол и кино впервые одновременно соединились в судьбе Садовского, пусть и таким эксцентрическим способом.
…Итак, вновь перенесёмся в 1967 год. Фильм «Удар! Ещё удар!» поставлен в производственный план Второго творческого объединения киностудии «Ленфильм». Сейчас, рассматривая выходные данные фильма, поражаешься, насколько сильным был «подбор кадров» в этой картине. Начать хотя бы с авторов сценария. Льва Кассиля в СССР знали все - вряд ли нашёлся бы человек, который не читал повестей «Кондуит и Швамбрания», «Улица младшего сына» и не видел фильма «Вратарь» (1936, режиссёр Семён Тимошенко), снятого по его сценарию. Владимир Кунин, ныне больше известный как сценарист скандальных фильмов «Интердевочка» и «Сволочи» и автор «Иванова и Рабиновича», тогда был начинающим кинодраматургом с большим будущим - за его плечами уже была премия ЦК ВЛКСМ за сценарий к фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика». Впечатляющ был и актёрский состав - от заслуженных корифеев экрана и сцены Виктора Коршунова и Юрия Толубеева до молодых и перспективных, но уже достаточно известных Валентина Смирнитского, Бориса Быстрова и Галины Яцкиной.
…Ленинградская команда «Заря» (кто бы сомневался, что под этим незатейливым псевдонимом скрывается «Зенит»), выиграв полуфинальный матч в Стокгольме, выходит в финал несуществующего в природе Кубка Северных морей (судя по всему, придуманный аналог Кубка УЕФА). Соперник по финалу - западноевропейская команда «Рифы». По сценарию, тренеры двух команд - Таманцев (Виктор Коршунов) и Бергер (Юрий Волков) - старые знакомые. До Великой Отечественной они встречались на футбольных полях как игроки-соперники во время турне советских команд по Европе. Да и в годы войны оказались их судьбы переплетены - Таманцев был участником «блокадного матча», а Бергер в это время сидел в немецких окопах в качестве офицера вермахта, пораженно слушая трансляцию со стадиона «Динамо». И вот - новая встреча в финале еврокубка.
«Заря», хоть и играет в финале Кубка Северных морей, но в текущем чемпионате СССР дела у команды неважные. Впрямую с экрана об этом не говорится, но как иначе объяснить ту нервозную обстановку, которая складывается вокруг команды? Это чувствуется и в скрытой взвинченности Таманцева, и в газетной кампании против него, организованной при помощи руководителя ДСО «Заря» Хомутаева (Владимир Кенигсон), и снятой на стадионе имени Ленина (ныне - «Петровском») сцене встречи с болельщиками, упрекающими Таманцева в увлечении экспериментами на поле. Очевидно, что победа в финале будет означать торжество правильности идей Таманцева. А поражение «Зари» - на руку Хомутаеву и отчисленному из команды за систематические пьянки форварду Малькову (Владимир Трещалов).
Приёмный сын Таманцева, Сергей (Валентин Смирнитский), учится в институте, готовится к защите диплома. И накануне финала он засиделся со своими друзьями над решением важной физической проблемы. В итоге лучший центральный нападающий «Зари» попал на развод мостов, опоздал на базу и из основного состава был исключён. А в «основу» попал никому не известный дублёр, пришедший из КФК областного города Сланцы, Толя Стародуб (Борис Быстров)… Дальше - сам финал, окончившийся с хоккейным счётом 4:4, причем Таманцев-младший волею отца выходит на поле в почти безнадежной ситуации и на последних минутах сравнивает счет! По регламенту предстоит переигровка на нейтральном поле - в Гамбурге. Этот матч зрители уже не видят. А счёт известен - 2:1 после 1-го тайма. Есть вера, что «Заря» победит!
Марк КИРИЛЛОВ.
(О подробностях съемок фильма, для которого пришлось организовать специальный товарищеский матч «Зенит» Ленинград - «Динамо» Москва, который собрал на стадионе имени Кирова почти 100 тысяч зрителей, - в следующем номере «Спорт уик-энда»).

2-я часть





На правах рекламы
А вот проверить сберкнижку через интернет можно на klientbanka.ru
© 2016 Спорт уик-энд

Поиск